Не так давно наткнулась в ЖЖ на обсуждение нижеследующей серии картин Ф. Решетникова. Данный художник вообще любил писать сценки из жизни советских школьников, но данные три - взаимосвязаны, потому обсуждаемы особо.
И вот в комментариях в ЖЖ развернулась занятная дискуссия касательно трактовки деталей данных полотен, показавшаяся мне в значительной мере довольно странной.
Отсюда вопрос: а что вы можете сказать о жизни героев этих картин и их семей?



И вот в комментариях в ЖЖ развернулась занятная дискуссия касательно трактовки деталей данных полотен, показавшаяся мне в значительной мере довольно странной.
Отсюда вопрос: а что вы можете сказать о жизни героев этих картин и их семей?



С второй и третьей сложнее. Второе помещение просторное, но очень небогатое. Вариант - комнаты в коммуналке, на что намекает велосипед (ездить по просторному коридору), но тогда коммуналка отнюдь не питерская в старом фонде, а тоже в сталинке средней руки. В этом случае рискну предположить, что отец семейства - офицер или моряк. Либо же - малоквартирный дом в провинции (два этажа, большие запутанные неухоженные квартиры).
На третьей был бы банальный деревенский дом, но все портит вид из окна на детскую площадку. Так что моя версия - дом из чего-то вроде вот этих - cont.ws/post/224742 - когда город уже наползает на вчерашнюю деревню. Данный мелкий гаденыш остался на лето по какому-то предмету, т.е. будет пересдавать в конце августа, чтобы не остаться на второй год, закрыт на ключ дома ушедшими на работу родителями по совокупности прегрешений - учись, балбес, а то дворником станешь
И ты кстати, очень интересную и дельную мысль высказала по 1 картине. Свое мнение озвучивать ока не буду, подожду других комментаторов.
Вторая - ощущение послевоенного времени, но еще не шестидесятые. Может быть опять - форма девочки. И опять - квартира, не дом. Под окном батарея - такого в частных домах тогда не было. Семья тоже небогатая, но с мужем, бо по мне мама похожа на домохозяйку. И ваще, общее ощущение - вот придет отец))) Женщина одинокая так бы не сидела - дала бы подзатыльник и дальше побежала работать.
Третья пожалуй то же время, что и вторая, только лето. Вид из окна действительно на деревню не похож. Хотя автор все же мне кажется имел в виду именно деревню))) Но это как с первой картиной - смешал несмешуемое)))
А все три картины писались в конце 40-х - начале 50-х, так что по времени вы не ошиблись.
А бинтуронгом ты кого обозвала?
Первая картина:
Время действия зима, и не только из-за новогодней елки -- небо за окноим серо-белое, на крышах домов снег, да и на шапке, плечах и чемодане суворовца снег не растаял, под ноги ему брошена тряпка, чтоб с ботинок не натекло. Кем, кстати брошена? Ни дед, ни сестра этого сделать не могли. А вот бабушка, которая от радости засуетилась, забегала по хозяйству, но к внуку прежде строгого мужа подойти робеет, как раз могла. Собственно, картина и дана с ее точки зрения
Сама комната расположена в городском доме послевоенной же застройки -- паркет, просторная планировка, высокие потолки, скорее всего она одна из двух-трех, принадлежащих семье военного в чине не выше полковника в коммунальной, возможно служебной квартире. Что комната не одна, указывает отсутствие спальных принадлежностей -- это гостиная, а есть еще спальня родителей, комната старшего поколения и детская. Почему не отдельная квартира? В ней внука встречали и раздевали бы в прихожей, а не в жилой комнате, а здесь прихожая явно чужая территория. Ковер на полу простой, местной, не среднеазиатской выделки, обои, занавески, скатерть и обивка дивана, а так же мебель простые, без изысков, так что семья с достатком, но не из элиты. А на воинский род занятий отца указывает сам факт того, что единственный сын -- суворовец, продолжатель основанной отцом военной династии. Невоенные семьи в долгожданное мирное время вряд ли так легко расстались бы с мальчиком. Что еще? Девочка надела праздничный белый фартук поверх не форменного, коричневого, а домашнего голубого платья, видимо оно не настолько хорошо, как награженный белоснежный батист, что опять же указывает на не самый высокий достаток семьи.
Вторая картина:
Время действия опять зима, за окном тот же неяркий, рассеянный снегом белый свет, в портфеле у мальчишки коньки, а пальто у него зимнее, с меховым воротником. Здесь стороннего наблюдателя нет, присутствие отца, расстегивающего ремень для наказания нерадивого ученика изменило бы всеобщую расстановку и взгляды. Однако в семье он присутствует, позволяя матери в рабочее время находиться дома в роли домохозяйки, да еще с подарком -- модными часиками на руке. Однако в остальном семья отличается куда меньшим достатком, чем первая, жилье -- опять комната в коммунальной квартире с общей прихожей и коридором, но не столь просторная и высокая, с крашеными стенами и досчатым полом. Среднеазиатский коврик на полу, единственная более-менее ценная вещь, наверно, привезен из эвакуации, потому что судя по облику мальчиков, женщины и девочки это опять же первое послевоенное десятилетие. Скорее всего, это семья рабочего в небольшом городке, хорошо зарабатывающего и заботящегося обо всех в ней -- у младшего мальчика новенький велосипед, у старшего коньки, девочка наверняка тоже не обделена вниманием, хотя признаков этого и не видно -- часы ей носить слишком рано, тогда их получали, закончив школу.
То, что это город, подчеркивает и присутствие собаки в доме. В деревне собаки однозначно дворовые животные. Возможно, жилье так неухожено, потому что достаточно крупная семья ожидает квартиру в новостройке. И во всяком случае, перетерпи старший мальчик насмешки младшего братца, молчаливое осуждение сестры и огорченные увещевания матери, ему еще предстоит вечером серьезный разговор с отцом. Разницу в характерах старших девочки и мальчика показывают и их портфели, когда-то одинаковые, а теперь столь различные -- один, заботливо ухоженный, другой словно жеваный, со сломанным замком, кое-как перетянутый веревкой. Женская часть семьи аккуратна и собрана, чистоплотна -- от нарядного алого фартука и фиолетовой косынки матери до отглаженной школьной формы и туго заплетенных косичек дочери. Зато сыновья, несмотря на несобранность и беспечность, добродушны и общительны -- недаром собака ластится к старшему, даже когда он приходит домой не в лучшем настроении. Да, и еще, помимо того что личные вещи семьи ценнее жилья, в ней присутствует восточный акцент -- яркие краски тканей, ковер... Возможно, городок расположен на юго-востоке России вплоть до Урала, недалеко от среднеазиатских республик.
Третья картина:
На сей раз лействие картины происходит летом, едва ли не того же года, зимой которого состоялись события предыдущей -- яркий свет, льющийся из окна, не спутаешь с зимней хмарью даже не будь за ним буйной зелени и полураздетых ребятишек. Уж очень похож главный герой обеих картин, если и не дословно тот же, то очень близкого типа. И беды у обоих близки, неудачи в учебе довели мальчика до необходимости занятий даже на летнем, дачном отдыхе. Почему дачном? Мальчик -- горожанин, привыкший держать собаку в доме, а дом этот сугубо летний, не предназначенный для зимовки. Между бревнами ничем не обшитых стен не видно торчащей пакли, а толком не проконопаченный сруб годен лишь для летнего житья. К тому же разномастная мебель вплоть до золоченого креслица, когда-то украшавшего барское поместье указывает на временность, непостоянство сдаваемого в наем жилья. Здесь опять нет стороннего наблюдателя, но есть пара фигур умолчания. Это бабушка, оставившая на креслице незаконченное вязание, и кошка, катавшая по полу клубок. Первая, очевидно, ушла по своим делам, скорее всего в сельпо или за молоком для внука, к деревенским, держащим коров. Вторую же спугнул щенок, взятый мальчиком в избу.
Щенок на этой картине, ничуть не походящий на пса с предыдущей -- один из аргументов против того, что она не являеется прямым продолжением той. Второй аргумент состоит в том, что герой выглядит младше предшественника, более хрупким в спортивных трусах и майке с синей полосой. За полгода он должен был напротив, подрасти и вытянуться, хотя разбитый портфель на столе подозрительно похож на тот, из которого выглядывали коньки. Да и бабушка, взявшаяся ниоткуда... Ее отсутствие на предыдущей картине можно было бы списать но уход на кухню, но композиция семьи там полна и равновесна и без старшего поколения. Необычно еще одно -- если дальний дом имеет заборчик, то этот ничем не отделен дпже не от улицы, а от лужайки, обдюбованной детьми для игр. Скорее всего, это еще один аргумент в пользу "профессиональной" дачи без приусадебного участка с посадками и ограды. То есть оба дома выходят фасадами на улицу, а на "задах" играет ребятня, с любопытство заглядывающая в окна "дачнику", "городскому", внятому не поими чем, когда погода зовет играть и купаться....
Вот, пожалуй, и все
DaddyCat, на ЖЖ тоже почему-то многие решили, что на стене на первой картине висит портрет Сталина. Но, по-моему, там просто какой-то мужчина в военной форме, видимо, отец детей.
О нем, кстати, можно с уверенностью сказать, что он мертв - первые наборы в Суворовские училища формировались даже не из просто офицерских сыновей, а из офицерских сыновей-сирот. А вот бабушка и/или мать где-то за кадром, определенно, присутствует.)
Кстати, идея о том, что квартира у них не отдельная, а как минимум на две семьи, озвучена впервые. И она логична.
"В 1943 году по Постановлению правительства № 901 Наркомату обороны в течение октября и ноября предписывалось сформировать «по типу старых кадетских корпусов» девять Суворовских училищ: Краснодарское (в Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (Астрахань), Воронежское, Харьковское (в Чугуеве), Курское, Орловское (в Ельце), Калининское и Ставропольское. Тогда же были созданы специальные училища для детей пограничников (в Ташкенте и Кутаиси) и мальчишек из семей моряков: Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские училища. Брали туда в первую очередь сирот. Однако хватало мест и для ребят из полных семей. Например, из 505 мальчишек первого набора Московского училища (оно тогда стояло в Горьком) у 236 отцы погибли на фронте, у 165 — еще воевали; 19 оказались сыновьями инвалидов войны, 13 — сыновьями партизан; 72 паренька были приведены родителями. И лишь 29 мальчишкам Суворовское училище заменило отца и мать. Своеобразные привилегии при наборе сохраняются до сих пор." (Источник -- museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13074 )
"С 1950 года в СВУ стали принимать ребят в возрасте 10 лет, окончивших 3 класса обычной школы. Тем самым были упразднены приготовительные классы." (Источник -- www.ruscadet.ru/history/sms_nmns/comm.htm )
Так что семья суворовца вполне могла быть полной
И еше, подумав, понял, что мальчик на второй и третьей картине может быть один и тот же. Более крупный пес остается на улицее, а щенок, как и дача, могут принадлежать бабушке, что объясняет ее отсутствие в городе. Дома, часть помещений которых была утеплена, а часть остовалась "холодной", летней, встречал даже в середине семидесятых.